Бильярдный мел и его история.

Самой характерной принадлежностью в бильярде, пожалуй, является мел. История его выглядит типичной – в нее вписались и “каталы”, и мелкое мошенничество, и честное жульничество – вернее удачная реклама – и высокая мораль.


Сперва французом Менго была изобретена наклейка, было это в начале 19 века. Арсенал спортсменов значительно расширился благодаря ее использованию, ведь наклейка вызвала появление винтов, массе других крученых ударов. Но наклейки приходилось менять, активному игроку аж до двух раз в день, ведь они стирались довольно быстро.

В дальнейшем жизнь наклейки продлевалась путем натирания ее мелом. Кожа с помощью мела не становилась гладкой, кроме того, улучшалось сцепления кончика кия с шаром, исключая возможность киксов. Неизвестно кем и когда был впервые использован мел. Вероятнее, его начали использовать в одно время во многих местах. Но англичанин Джон (или Джек) Карр все-таки чаще признается первым.

Upper Rooms – вот та бильярдная, в которой был маркером Джон Карр, а владельцем – господин Бартли. Их развлечением была отработка новых ударов, когда посетителей в бильярдной было мало. Одним из развлечений была постановка в центр красного шара с дальнейшим закатыванием его по центру в среднюю лузу другого шара, помеха при этом не должна была задеваться.

Бартли первый научился проделывать это, но после Джон превзошел хозяина. В итоге Бартли прибыли этот трюк не принес, но Карр был гораздо предприимчивей. Каждый вечер в зале он с легкостью выполнял различные крученые удары. Посетители многое готовы были отдать, лишь бы научиться подобному. Особое усердие проявляли игроки, оставленные Карром, благодаря его дару, без гроша в кармане. После подогрева интереса посетителей, он пояснял, будто виной всему не тренировки, а чудесный «крученый мел», изобретенный им и упакованный в коробочки. И ловкий маркер был готов продать данные коробочки за сдельную плату.

Бильярдный Мел быстро разбирали. Прибыль Карр делал просто сказочную, ведь в коробочки он насыпал обычный мел, который Бартли выдавал посетителям бесплатно. Он стал астрономически богат за короткий промежуток времени, мог бы даже позволить себе собственную бильярдную, но…

Но Джон Карр был истинным Homo Ludens, что в переводе – человек играющий. Все заработанное им на бильярдных шарах из слоновой кости, Джон тратил с помощью другой кости – кубиков, на гранях которых были нанесены черные точки. Несмотря на свое мастерство и предприимчивость, маркер совсем не ладил с удачей.


Вскоре у него не осталось ничего: он был должен за игры в кости и карты, за что его искали, а игроки в бильярдной не считали разумным с ним связываться. От всего этого Карр принял решение сбежать в Испанию. Он был настоящим мастером своего дела, потому ему безотказно платили даже гранды, оставшиеся в глубоком проигрыше. Но игорных домов там было никак не меньше в сравнении с Англией, потому в скором времени бывший маркер вынужден был вернуться на родину. Портсмут стал ему домом и до конца дней он был на грани нищеты.

Заслугой Джона Карра в итоге стало то, что мел стал использоваться по разные стороны океана.
Обычный мел в бильярде использовался до 1893-го, однако, он не нравился игрокам, так как для сукна был весьма вредным, обесцвечивая его и приводя к гниению.

Про несоответствие задач, возлагаемых на мел, имевший некристаллическую структуру, люди почти за 100 лет даже не догадались. Небольшой жесткий кусочек мела в 1892 году был привезен из Франции в Чикаго профессиональным игроком в бильярд Уильямом А. Спинксом. Знакомый химик, которому Спинкс принес этот кусочек, создал вскоре материал, по всем меркам пригодный для заказчика.

Патент на новый мел был получен Уильямом Спинксом и Уильямом Хоскинсом (это и было имя химика) в 1897 году. Этот мел, созданный из материала высокого качества, стал революционным открытием в бильярде, ведь обеспечивал предельно высокое сцепление с бильярдным шаром во время удара, а с использованием обычного мела это было невозможным.

В меле, используемом в бильярде в наши дни, нет содержания мела, который используется в школе или для побелки потолков. Кварц и алоксит – важнейшие элементы при изготовлении хорошего бильярдного мела, каждый них играет большую роль при соприкосновении кия с шаром. Лишь правильно сочетая эти компоненты (добавлением твердого алоксита в малом количестве к переработанному в порошок белому кварцу) с красителем, придающим цвет, выходит бильярдный мел высокого качества.

Форму бильярдный мел приобретает с помощью гидравлического пресса, путем давления 15-ти тонн на одну круглую или квадратную форму. После этого формы просушивают таким образом, что по краям мела получается весьма твердая оболочка. От плотности и твердости кусочка мела зависит слой, отделяемый в процессе натирания наклейки, чем плотнее кусочек, тем слой тоньше, а значит и лучше для сукна, наклеечки и бильярдной игры.

Игорь БИЛЬЯРДИСТ

С уважением к Вам и бильярдной игре

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *